Переезд Москва – Абхазия не маленький и по пути придется обдумать ночлег, но почему же мы решили ехать из Москвы в Абхазию на машине? Во-первых потому, что это значительно дешевле, так как мы ехали вчетвером, а четыре билета туда и обратно на поезде или на самолете дороже в несколько раз, чем стоимость потраченного бензина, во-вторых на машине мы увидели больше интересных мест и в самой Абхазии, и по пути.
Из Москвы мы (я, жена и двое детей 17 и 11 лет) выехали в конце июня в 6 утра. В Абхазии, а точнее в городе Гудаута нас ждал номер в гостинице с трехразовым питанием, забронированный заранее в Москве. За день до выезда мы купили три карты: карту «От Москвы до Кавказа», карту «Сочи» и карту «Абхазия». Изучив карты мы получили некоторое представление о предстоящей трассе (М4 Москва – Дон). В интернете попытались найти гостиницу для ночлега, хотя заранее не знали сколько пути одолеем за день и где придется ночевать. Если вы едете из Москвы, то лучше, конечно, выезжать не позже 6 00, так как позже вы уже потратите больше времени по московским заторам. Таким образом доехали по МКАДу до Каширского шоссе и поехали от Москвы. Но оказалось, что Каширское шоссе до МКАДа и после него не совпадают, не переходят одно в другое, так что лучше было ехать со стороны Липецкой улицы. Возвращаться не пришлось, через Горки и Домодедово выехали на трассу М4 – Каширское шоссе. Дорога пошла хорошая, четырехполосная, две полосы туда, две – обратно. Правда местами идет ремонт. Соответственно сужение и ограничение скорости. Покрытие не очень, если вы на Кадиллаке, то не заметите, а на нашем Форде Фокус все мелкие трещинки чувствовались. По всей трассе ведутся активные ремонтно-строительные работы, так что сейчас, когда вы читаете эти строки покрытие скорее всего на много лучше.
Въехали в Тульскую область. Дорога (покрытие) стала лучше, все те же четыре полосы с разделительным отбойником. Затекла пятая точка. Встали на Лукойловской заправке, размялись, съели бутерброды, заправились. Вообще по всей трассе м4 Москва-Дон, она же Москва – Сочи, заправлялись на заправках Лукойл или Роснефть. Почти на всех этих заправках есть цивильные магазинчики, беседки или пластиковые стульчики и столики где можно съесть взятые с собой бутерброды. Кое где видели даже качели, коими и воспользовались мои дети. С туалетами хуже - цивильных мало, дальше от Москвы в основном системы «сортир», в которых запах и чистота такая, что даже мухи не рискуют туда залетать. Спасают густые кусты вдоль почти всей трассы. Есть, конечно и другие заправки неизвестных брендов, на них заправляться не рисковали, хотя бензин там чуть дешевле. Вся трасса в Тульской области идет вне населенных пунктов, поэтому проехали ее быстро, останавливались 2-3 раза по 5-10 минут, чтобы размяться.
Далее Липецкая область. Все тоже. Только есть участки дорог старой, советской постройки – двухполосная и без разделительного отбойника. Зато есть платный участок 52 км. С легковых 55 руб. и вперед. Покрытие одно из самых лучших на всей трассе Москва – Сочи, и даже есть освещение, хотя гарантию, что его включают ночью не дам. Полицейских засад в кустах не видел, но примерно через каждые 10 км. стоят информационные фермы с ограничением скорости 110 км\ч и автоматическими радарами, так что не забывайте притормаживать до 119 км\ч.
Въехали в Воронежскую область. Вот и сам Воронеж. Не заметили поворот на объездную дорогу (указатель на Ростов), поэтому ехали через город. Зато слева по ходу увидели большой торговый центр «Град», типа «Меги», «Ашана» и др. У него, в 14 00 и остановились. Перекусили, сходили в сравнительно нормальный туалет, умылись. Пока мои гуляли по «Граду» я минут 40 подремал на заднем сидении машины. Далее большой переезд до Ростовской области.
Въезжаем в Ростовскую область. Дело к вечеру. Проехав километров 50 почти совсем стемнело. Проезжая мимо поворота на деревню «Поповка» увидели несколько людей с картонками и фанерками с надписью «ночлег» и решили заночевать. Ночлег обошелся в 1200 руб. на четверых. Сама деревня метрах в 100-150 от трассы, поэтому довольно тихо. Решили выспаться и будильник не ставить. Большинство жителей деревни занимается этим (гостиничным) бизнесом. Хоть это, конечно, не гостиница, но для разового ночлега пойдет. Таким образом закончился первый день нашего путешествия Москва – Абхазия в 850 км. от дома.
Выспавшись, двинулись дальше. Выехали часов в 9-10. Часть дороги до Ростова оказалась старой, двухполосной, но опять же ведутся строительные дорожные работы. Ростов объехали по объездной дороге. Переехали реку Дон. Кстати у поворота на объездную есть большой торговый комплекс «Ашан» с ресторанчиками и кондиционерами. Бесплатная парковка находится под самим комплексом, так что машина не нагреется на солнцепеке.
Доехав до Краснодара увидели рекламный щит Макдональдса, решили заехать. Оказалось Макдональдс довольно далеко от поворота на объездную, плюс попали в пробку в центре Краснодара. Короче потеряли много времени.
В результате часов в 8-9 вечера доехали до Джубги. Ура! Море! До Сочи рукой подать. Абхазия в прямом смысле слова не за горами. Проехали пару километров вдоль берега до Лермонтово. Где бы остановиться на ночлег? Перед самим Лермонтово заметили кафе «Анюта», рядом надпись – «сдаются номера», зашли, посмотрели, приценились. Над кафе, на втором этаже небольшая гостиница, несколько номеров и почти все свободные. Ночлег обошелся в 1700 р. за номер. Номера чистые с нормальными санузлами. В центре Лермонтово тоже есть гостиницы, но там шумно - дискотека до 4-х утра. А нам нужно было отдохнуть с дороги и перед следующим днем нашего путешествия в Абхазию.
На утро, позавтракав в кафе, двинулись в путь. Дорога от Лермонтово до Туапсе петляет, но не сильно. В основном двухполосная, местами трех. Основной серпантин начинается после Туапсе. Машин много, но пробок по Московским меркам почти нет. Пробки в Лазаревском и Лоо всего-навсего из за нерегулируемых пешеходных переходов. Средняя скорость по серпантину небольшая, на подъемах ползут "камазы", но, если есть возможность, они время от времени прижимаются к обочине, пропуская поток транспорта. В общем прокатиться по серпантину оказалось не страшно, скорее интересно, правда некоторых от частых поворотов, подъемов и спусков тошнит. Ну вот, наконец, и Сочи! Трасса Москва – Сочи покарена! Вокруг города есть объездная дорога, на Адлер, но мы решили проехать через центр. Погуляли по порту, посмотрели на яхты. И поехали дальше. Машин много, но потихоньку едут. Хорошо, что городок небольшой, миновали его довольно быстро. Проехали Адлер. Кругом сплошные стройки. К олимпиаде видать.
Неконец-то Веселое, граница с Абхазией. Перед нами машин десять, поэтому проехали быстро. Пассажиров (у меня - жена и двое детей) высаживают и они проходят границу пешком. На Абхазской стороне границы заплатил 750 р. за автостраховку, типа нашего ОСАГО и 500 р. за медицинскую. Причем официально, со слов Абхазского пограничника, надо было платить 1500 р. за четверых, но в окошке, представитель этой службы сквозь зубы пробормотал, что можно и не официально, поэтому сошлись на 500 р. и никакую бумажку (полис, страховку) он мне уже не дал. Короче бардак. Когда, в середине июля, мы пересекали границу в обратном направлении, от Абхазских милиционеров узнали, что автостраховки отменили и что типа деньги за них брали, а случись ДТП, они (страховки) все равно не помогали.
Перед нами «страна души» - Апсны – Абхазия. Едем до Гагр. Шоссе пустое! Только время от времени обгонит какой-нибудь джигит. В Гаграх мы уже вечером. Солнце над горизонтом. Решаем, ехать дальше, или нет, или может заночевать. Вроде осталось не много. Решили. Едем. Дорога от самой границы двухполосная. Моросит дождь и совсем стемнело. Видимость минимальная. Да еще у них на дорогах, в отличии от России, нет указателей населенных пунктов. На посту ДПС спросили, сколько еще нам ехать. С горем пополам нашли нашу гостиницу. Заселяться нам надо было на следующий день, но наш номер оказался уже подготовлен к нашему приезду. Тут и завершился наш трехдневный переезд Москва – Абхазия на машине.